Обязательно ли ежегодное обучение водителей?
15.06.22
Технический минимум обычно известен в формате ежегодного обучения водителей, которое ведется по программе длительностью 20 часов. Кроме того, можно опираться на действующий закон, в котором подробно прописаны все нормы. Так, ИП и юридические лица согласно ФЗ за номером 196 в обязательном порядке должны создавать возможности для обеспечения работников соответствующих условий для получения квалификационных и проф требований. Также в круг их ответственности входит создание оптимальных условий для повышения квалификационного уровня водителей.
К кому же относятся перечисленные требования? В эту группу включены ИП и юр. лица, что занимаются:
- перевозкой пассажиров в автобусах;
- транспортировкой грузов на специализированных машинах (но не для личных дел);
- осуществлением коммерческих перевозок по договорам фрахтования либо перевозки.
Соответственно, исключением из правил становятся строго компании, которые применяют авто для собственных нужд. Все остальные категории работодателей должны в обязательном порядке предоставлять своим водителям условия и возможности для повышения квалификации.
Данное указание также подтверждается дополнительными документами. О том, что шоферы каждый год должны проходить повышение уровня квалификации, указано в Программе, регулирующей систематические занятия с шоферами из автотранспортных компаний, от 2001 года. Второй документ был утвержден еще в 1986 году, но до сих пор продолжает действовать.
Письмо Минтранса за номером Д3-511-ПГ еще от 2020 года дает понятный ответ на этот важный вопрос. Кстати, прописанные в нем постулаты вызвали огромное количество обсуждений. Некоторые поняли письмо как отмену требований обязательной сдачи шоферами техминимума. Но не для всех категорий водителей, но большей их части.
На самом деле при детальном изучении официального документа можно вынести основные постулаты, которые важны для грамотной организации деятельности автотранспортного предприятия. К их числу относится требование обязательного подтверждения техминимума шоферами, которые:
- задействованы на транспортировке опасных грузов;
- занимаются перевозкой товаров и пассажиров на международных рейсах;
- работают на машинах, оснащенных элементами для создания спец сигналов.
К последней категории принято причислять шоферов машин полиции, скорой, аварийно-спасательных служб и проч.
Что касается шоферов из других категорий, то им в строгую обязанность не вменяется повышать каждый год свою квалификацию. Данный вопрос индивидуально должны решать руководители компаний. Соответственно, 20-часовая программа становится необязательной.
Но это только на бумаге все достаточно прозрачно и понятно. На практике внедрить новшества намного сложнее. Почему? Дело заключается в отсутствии законодательного статуса у Письма Минтранса. Но действие специальных документов для водителей сохраняют свою силу. В Письме имеется оговорка о том, что РД не были зарегистрированы в Минюсте. По сути, этот аспект ничего не решает. Все нормативные акты, что были зарегистрированы еще во времена СССР, но не имеющие противоречий с существующими законами, продолжают работать. Причем их не нужно регистрировать, что подтверждается судебной практикой.
Ко всему прочему, ФЗ за номером 196 тоже действует. Согласно ему ИП и юр. лица должны обеспечивать водителям все необходимые условия для повышения квалификации.
Поскольку сложилась неоднозначная ситуация, безопаснее будет подстраховываться, и проходить техминимум. Это позволит избежать штрафных санкций после проверок и лишней нервотрепки.