• Абакан
  • Альметьевск
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Ачинск
  • Балаково
  • Барнаул
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Братск
  • Волжск
  • Воткинск
  • Горно-Алтайск
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Екатеринбург
  • Заречный
  • Златоуст
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Ишим
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Каменск-Уральский
  • Кемерово
  • Киров
  • Кирово-Чепецк
  • Копейск
  • Краснокаменск
  • Красноярск
  • Кузнецк
  • Курган
  • Кызыл
  • Магнитогорск
  • Миасс
  • Набережные Челны
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новосибирск
  • Новочебоксарск
  • Новый Уренгой
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Омск
  • Оренбург
  • Орск
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Прокопьевск
  • Рубцовск
  • Салават
  • Салехард
  • Самара
  • Саранск
  • Сарапул
  • Саратов
  • Северск
  • Соликамск
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Сызрань
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Томск
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Чита
  • Шадринск
  • Энгельс
Вход в аккаунт
Забыли пароль?

В чем необходимость проведения предрейсового и послерейсового медосмотра, как и кем он осуществляется, и изменилась ли законодательная база для этой процедуры в 2019 году

В чем необходимость проведения предрейсового и послерейсового медосмотра, как и кем он осуществляется, и изменилась ли законодательная база для этой процедуры в 2019 году

20.03.19

Состояние здоровья, а также сознания водителя оказывает непосредственное влияние на скорость и адекватность его реакции на дорожную ситуацию, в которой он может оказаться.

Сегодня хотелось бы затронуть такую актуальную для водителей тему, как предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Для начала определимся, зачем же нужны подобные мероприятия. 

Состояние здоровья, а также сознания водителя оказывает непосредственное влияние на скорость и адекватность его реакции на дорожную ситуацию, в которой он может оказаться. Поэтому проведение медосмотров перед рейсом позволяет выявить влияющие на качество и безопасность вождения отклонения в состоянии здоровья (физическое переутомление, например), случаи наркотического или алкогольного опьянения, чтобы при необходимости отстранить работника от управления автотранспортом. Это способствует минимизации возникновения ДТП, обеспечивает безопасность труда водителя и безопасность пассажиров. Кстати, предрейсовые осмотры обязательны для всех водителей вне зависимости от характера перевозок.
С предрейсовым все вроде как понятно, но вот что стоит за послерейсовыми медосмотрами?
Для водителей, перевозящих опасные грузы или пассажиров, независимо от стажа работы предусмотрено прохождение медицинского осмотра после каждого из рейсов. Это связано с тем, что вышеупомянутый характер перевозок требует от шофера предельной концентрации внимания на дороге, а значит, и более пристального внимания медработников к лицу, работающему в этой сфере. В данном случае от состояния здоровья водителя зависят жизни людей и безопасность окружающей среды, если речь идет об опасных грузах. Также послерейсовый осмотр обязателен для лиц, входящих в группу риска: 
  • работники старше 55 лет;
  • лица, применяющие в качестве лечебной терапии лекарственные препараты;
  • водители, в анамнезе которых есть хронические заболевания;
  • лица, склонные к повышенному артериальному давлению.
Порядок проведения пред- и послерейсовых осмотров
Компетентный в проведении осмотров медицинский работник предприятия, на базе которого организовываются медосмотры водителей автомобильных средств, должен соблюдать следующий порядок выполнения своих обязанностей.
  1. Расспрос и сбор жалоб, предъявляемых водителем. Медработник подробно опрашивает шофера о состоянии его здоровья, акцентирует свое внимание на специфических жалобах, характерных для тех или иных патологий.
  2. Объективный осмотр. Визуально оценивается цвет кожных покровов, состояние видимых слизистых оболочек. Производится проверка зрачкового и сухожильных рефлексов.
  3. Инструментальное измерение АД, пульса, температуры тела. 
  4. Определение содержания спирта в крови посредством анализа выдыхаемого воздуха. Данная процедура проводится с применением алкотестера, анализирующего количество содержащегося алкоголя в выдыхаемом воздухе. В норме этот показатель не должен превышать отметку 0,16 промилле.
  5. Определение в крови и моче содержания психоактивных наркотических веществ.
Все данные, полученные в ходе предрейсового и послерейсового осмотра, фиксируются медицинским работником в специальный пронумерованный и заверенный печатью предприятия журнал. После этого выносится заключение о допуске или необходимости временного отстранения водителя от его трудовой деятельности.
 
Контингенты лиц, отстраняемые от работы после проведения соответствующего медосмотра
К отклонениям в состоянии здоровья работников, в чью компетенцию входит управление транспортными средствами, входят следующие состояния, дающие повод для временного отстранения от работы:
  • симптомы астении, проявляющиеся физической слабостью и общей усталостью;
  • обострение основного хронического заболевания;
  • повышение артериального давления выше индивидуальной нормы;
  • сильная головная/зубная боль;
  • симптомы алкогольного или наркотического опьянения;
  • прием с лечебной целью препаратов, оказывающих седативное действие.
Таким образом, работники, у которых будут выявлены указанные симптомы, не должны допускаться к исполнению своих должностных обязанностей до нормализации состояния здоровья и/или прекращения воздействия психоактивных веществ.
 
Законодательная база, регламентирующая проведение пред- и послерейсовых медицинских осмотров
В Федеральном законе России, принятом 10.12.1995 года, подробно освещаются вопросы обеспечения безопасного дорожного движения. Сюда же и входит постановление о том, что юрлица, а также ИП, деятельность которых напрямую связана с управлением транспортными средствами, в обязательном порядке должны проводить пред- и послерейсовые медосмотры. Оплата расходов, связанных с организацией медицинских осмотров, ложится на работодателя. 
Следует отметить, что организация данных медицинских осмотров относится к области охраны трудовой деятельности. Поэтому при нарушении порядка проведения или уклонения от проведения должного осмотра руководители автотранспортных организаций, медицинские работники могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Причем в отличие от уголовной ответственности, к  которой привлекаются лица после свершившегося факта дорожно-транспортного происшествия, административная ответственность вне зависимости от того, привели или нет нарушения порядка прохождения медосмотров к серьезным последствиям, влечет применение санкций в любое время, когда проводились специальные проверки.
Так, если по вине водителя, имеющего проблемы со здоровьем, произойдет дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пострадают люди, сначала будет проверен факт прохождения предрейсового медосмотра. В случае выявления несоответствия порядку проведения осмотра или подтверждения факта того, что предрейсовый осмотр не  проводился данному работнику, ответственные за организацию медицинских мероприятий будут привлечены к уголовной ответственности.
В дополнение к вышеуказанному закону, 1.05.2015 года в силу вступил приказ Министерства здравоохранения под номером 835н, вносящий определенные дополнения и правки в порядок проведения пред- и послерейсовых осмотров. Данный приказ действителен и на 2019 год. 
За несоблюдение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с нарушающих закон лиц взымается определенная штрафная сумма. В случае, если водитель не прошел медосмотр, его штраф составляет от 1000 до 15000 рублей. Штраф за нарушение пунктов предусмотренного порядка для производящего осмотр компетентного медицинского работника — от 2000 до 3000 рублей соответственно. Для индивидуального предпринимателя и юридического лица данная сумма штрафа значительно выше и составляет от 30000 до 50000 рублей. 
 
Сервис обратного звонка RedConnect